ГУО «Дребская ясли-сад – начальная школа»
Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.
Задачи.
- активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге;
- побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей;
- познакомить родителей с методами и формами обучения обучающихся ПДД.
Форма проведения. Круглый стол.
Участники. Классные руководители и родители.
Материал (предварительная подготовка). Видеозапись детской деятельности, подборка педагогической литературы, наглядная информация (папки-передвижки, наглядные материалы, уголок правил дорожного движения).
Предварительное анкетирование родителей.
Ожидаемые результаты:
- Появление интереса у родителей к проблемам дорожных происшествий с участием детей.
- Родители ознакомлены с правилами дорожного движения, которые должен знать ребенок, с методами обучения детей ПДД, используемые педагогами учреждения.
- У родителей сформированы четкие представления о том, что должны знать дети о правилах дорожного движения.
- Родители сами и их дети соблюдают правила дорожного движения.
- Поддерживание связи семьи с классным руководителем, с сотрудниками ГАИ.
- Повышается культура участников дорожного движения.
Ход собрания:
1. Введение (5 – 7 мин.)
Актуальность выбранной темы.
Показ видео ролика опроса детей: «Что я знаю о ПДД».
Педагог: Вы посмотрели видео ролик и увидели, как уверенно отвечают дети на вопросы по
ПДД. А всегда ли они их соблюдают? (Ответы родителей.)
Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает.
А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.
На этом собрании мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.
2. Основная часть (30 мин.)
Педагог: во-первых, любое перемещение по улице сопряжено с опасностью, Это сказано вовсе не с тем, чтобы испугать вас, а как раз наоборот, привлечь ваше внимание к тому, чтобы заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда.
Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге.
Расскажите, как вы объясняете своим детям, что улица полна неожиданностей, учите их соблюдать правила дорожного движения. (Ответы родителей.)
Необходимо научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действуя по принципу «со мной можно». Если вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, перейти улицу не в установленном месте или разрешаете до 14 лет свободно ездить на велосипеде, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения. А для того, чтобы их сформировать, надо их знать. И для этого мы пригласили сегодня на родительское собрание инспектора ГАИ…
Выступление инспектора ГАИ:
- Права и обязанности родителей (доклад)
Белорусским законодательством достаточно точно определяются как права, так и обязанности родителей. На них возложена обязанность по подготовке полноценной личности для нашего общества. Эта обязанность представляет собой ежедневный непрекращающийся труд обоих родителей, направленный на подготовку ребенка к взрослой жизни:
- защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (иными словами, родители выступают в защиту прав своих детей во всех государственных и иных организациях);
- родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию;
- обеспечивать, в пределах своих возможностей, условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
- все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей;
- обеспечение общедоступности и бесплатности получения детьми основного общего образования, в том числе, в образовательных учреждениях, расположенных по месту жительства;
- право на оказание родителям содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи;
- родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение своих родительских обязанностей, а также, за совершение правонарушений в отношении своих детей, родители несут административную, уголовную и иную ответственность, в зависимости от характера совершенных действий.
- Права и обязанности родителей-водителей (доклад, буклеты)
Рассказывает об ответственности за нарушения водителями правил дорожного движения:
Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения. Нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов.
Пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика.
Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении.
- Права и обязанности пешехода (доклад, буклеты)
Пешеход имеет право:
- Передвигаться по дорогам в соответствии с настоящими Правилами.
- На преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.
Пешеход обязан:
- Двигаться по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по обочине. В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
- При движении по краю проезжей части дороги в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются техническими нормативными правовыми актами.
- Переходить (пересекать) проезжую часть дороги по подземному, надземному пешеходным переходам, а при их отсутствии, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен, — по наземному пешеходному переходу (при отсутствии наземного пешеходного перехода — на перекрестке по линии тротуаров или обочин).
- При отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка переходить (пересекать) проезжую часть дороги по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.
- При пересечении проезжей части дороги вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка в темное время суток пешеходу рекомендуется обозначить себя световозвращающим элементом.
Пешеходу запрещается:
- Двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины, по которым возможно движение пешеходов, за исключением некоторых случаев.
- Задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности.
- Переходить (пересекать) проезжую часть вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов на участке дороги:
- с разделительной зоной, разделительной полосой;
- с общим числом полос движения шесть и более;
- где установлены дорожные ограждения.
- Выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
- При приближении транспортного средства с включенными маячками синего или синего и красного цветов пешеходу запрещается переходить (пересекать) проезжую часть дороги, а пешеход, находящийся на проезжей части дороги, должен покинуть ее, соблюдая меры предосторожности.
Далее инспектор ГАИ приводит конкретные факты по ДТП с участием детей и отвечает на вопросы родителей, которые возникают в ходе беседы.
Педагог: а сейчас мы предлагаем вам поиграть в игру «Дорожные ловушки».
Данный метод является обучающим, который применяется и в работе с детьми. На столах у вас находятся карточки с описанием дорожных ситуаций, в которых может оказаться ваш ребенок. Надо найти правильное выход (решение) из «дорожной ловушки» и продемонстрировать.
После этого проводится игра с мячом.
Родители становятся в круг. Воспитатель загадывает загадки или задаёт вопросы по правилам дорожного движения и бросает мяч. Игроки дают ответ и возвращают мяч.
Когда на нем находишься, зевать нельзя.
На нем все смотрят по сторонам. (Перекресток.)
Это что-то такое длинное.
Он бывает разноцветный, а бывает и одного цвета.
Если он есть, значит, рядом железная дорога.
Если он поднят, то можно ехать. (Шлагбаум.)
Зимой её не видно, а летом её красят.
Кто-то по ней ходит, кто-то перед ней останавливается.
Похожа на лошадь.
Как тельняшка. (Зебра.)
Глаза светятся по очереди. (Светофор.)
- Какой транспорт ездит по улицам нашего населённого пункта?
- Где должен двигаться пешеход по загородной дороге?
- Почему опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
- Для чего служит светофор, какие сигналы он подает?
- Как нужно переходить улицу после выхода из транспорта?
- Что называется пешеходным переходом?
- Как и где нужно переходить улицу?
- Кто называется пассажиром?
- Какие виды пассажирского транспорта вы знаете?
- Какие сигналы светофора запрещают пешеходное и автомобильное движение?
- Что означает желтый сигнал светофора?
- В какой последовательности располагаются световые сигналы светофора?
- Что должны делать родители для перевозки детей в автомобиле?
3. Разное (7 мин.)
Анкетирование родителей.
Педагог: уважаемые родители! Перед Вами лежат анкеты с вопросами, я Вам предлагаю заполнить анкету.
Анкета для родителей.
(Вопросы анкеты и предполагаемые ответы)
Вопрос: с какого возраста нужно прививать знания детям по ПДД?
Ответ: с раннего.
Вопрос: следует ли держать ребенка дошкольного и младшего школьного возраста за руку при переходе улицы?
Ответ: да, крепко за запястье.
Вопрос: какие виды пешеходных переходов должен знать ребёнок?
Ответ: подземные и наземные переходы.
Вопрос: как и где переходить улицу?
Ответ: улицу можно переходить в тех местах, где есть линии разметки или указатели перехода.
Вопрос: что такое перекресток?
Ответ: место, где пересекаются две улицы
Вопрос: где можно детям до 14 лет кататься на велосипеде?
Ответ: на детской площадке, во дворе.
Вопрос: можно ли ребёнку кататься на проезжей части?
Ответ: нет, существует большая вероятность попасть под колёса автомобиля.
Вопрос: как должен взрослый с ребенком входить и выходить из общественного транспорта?
Ответ: при входе первый-ребенок, за ним взрослый. При выходе наоборот.
Вопрос: как должны себя вести взрослые с детьми в ожидании общественного транспорта?
Ответ: необходимо стоять дальше от проезжей части, крепко держа ребёнка за руку.
(Подведение итога анкетирования.)
4. Подведение итогов родительского собрания (3 – 5 мин.)
Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Памятка для родителей по ПДД.
(Подготовить и раздать каждому родителю.)
В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо. Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Предлагаем родителям познакомиться с подборкой педагогической литературы по данной теме.
раскрыть » / « свернуть